Оптимальным вариантом для крепления металлоконструкций в единое целое являются болтовые соединения. Такой подход обусловлен сразу несколькими причинами:
- практически все (до 95%) металлические строительные конструкции являются сборными;
- в сравнении с литыми металлоконструкциями, налицо снижение себестоимости продукции за счет сокращения материалов и упрощение технологического процесса изготовления;
- оптимизация процессов логистики;
- возможность оперативной замены бракованного или вышедшего из строя элемента.
При этом стоит обратить внимание, что наряду с кромками, пазухами, ребрами и другими местами с затрудненным доступом к поверхности, болтовые соединения также требуют особого контроля при нанесении лакокрасочного покрытия. Образование ржавчины в местах соединений металлических частей, чаще всего, обуславливается двумя факторами:
- Некачественная обработка поверхности перед покраской.
- Недостаточная толщина защитного покрытия.
Подготовительные этапы установления болтовых соединений
В соответствии с требованиями СНиП 3.03.01 – 87 «Несущие ограждающие конструкции» пункт 4.34 и СТП 006 – 97 «Устройство соединений на высокопрочных болтах в стальных конструкциях мостов» пункт 6.7, болтовые соединения предусматривают проведение процесса герметизации и предотвращения попадания влаги на контактирующие поверхности.
Перед монтажом высокопрочные соединительные элементы (болты, шайбы, гайки и т.д) подлежат многоэтапной технологической подготовке:
- Очистка
Очистка болтов, шайб, гаек и т.д. от грязи и заводской смазки производится в специальном растворе щелочи, предварительно разогретом до 80 – 100 °С. В результате обработки консервирующая смазка на резьбе должна полностью отсутствовать.
- Прогонка
После очистки и сушки с резьбы болтовых соединений путем прогонки удаляются остатки случайных загрязнений и непрочные окалины. Прогонка механизированным способом выполняется по всей длине резьбы.
- Смазка
В процессе смазки резьба болтовых соединений помещается в состав из неэтилованного бензина (80-90%) и минерального масла (10-20%). После извлечения из емкости бензин испаряется, а поверхность покрывается тонким слоем смазки.
Герметизация болтовых соединений
В соответствии с СТП 006 -97 пунктом 6.7 «Собранные соединения после проверки плотности стягивания пакета и натяжения высокопрочных болтов необходимо (загерметизировать) от попадания влаги на контактные поверхности. Для этого по всему контуру соединения наносится шпатлевка или грунтовка с наполнителем из цемента, мела, каолина. Рекомендуются шпатлевки марок ХВ-004, ХВ-005, ЭП-0010. После герметизации соединения все его элементы, в том числе головки болтов, гайки, шайбы, должны покрываться грунтовкой в 1-2 слоя. Щели в местах перепада толщин необходимо заполнить замазкой на основе применяемой грунтовки и сухого наполнителя. Зазоры в стыках рекомендуется заполнять стеклолентой, пропитанной грунтовкой с добавлением наполнителя».
Как показывает практика, установка прокладок под гайки не обеспечивает требуемой герметичности. Для максимальной герметизации, антикоррозийной защиты и уплотнения рекомендуется нанесение специального смазочного материала на резьбу.
Цинкование является наиболее востребованным методом борьбы с коррозией крепежных соединений. Но наряду с преимуществами у данного способа есть и недостатки:
- неэкологичность;
- увеличение коэффициента трения прошедших оцинковку элементов.
Требования к подготовке поверхности
Подготовка поверхности металлических конструкций перед нанесением грунтовки производится в несколько этапов:
- Предварительное обезжиривание (до 1 степени), согласно требованиям ГОСТ 9.402-2004.
- Абразивная очистка от загрязнений, излишков материала, окислов до степени Sa 21/2 (St3) и поддержании данного состояния до нанесения покрытия. Выполняется в соответствии с требованиями ISO 8501-1. При выполнении данного условия по контуру герметизированных соединений могут оставаться в виде валика частицы герметика.
- Остатки смазочных материалов или другие загрязнения на резьбовой поверхности соединительных элементов могут стать причиной быстрого отслоения покрытия и образования ржавчины. Поэтому очистку болтовых соединений следует проводить с особой тщательностью.
- Требования к поверхности подлежащих окрашиванию соединительных элементов (болтов, гаек, шайб) идентичны требованиям к окрашиванию всей поверхности конструкции. Для контроля, а также по требованию органов контроля могут быть проведены пробы PH поверхности по ГОСТ 9.402-2004. По результатам экспертизы дается заключение о необходимости проведения дополнительной очистке поверхности.
- При обработке соединительных элементов обязательно предварительное полосовое окрашивание граней болтов, контуров, шайб, гаек при помощи кисти в соответствии с требованиями ISO 12944-7. Это обеспечивает необходимую толщину покрытия при механизированной окраске. Операции по полосовому окрашиванию обязательны для каждого слоя покрытия.